К годовщине смерти поэта по прозвищу «Гимнюк»
В конце августа 2009 года в возрасте 96 лет скончался Сергей Михалков, который помимо всех остальных своих жизненных достижений и изменчивых политических пристрастий известен как автор (либо изначально как соавтор) всех трёх вариантов текста государственных гимнов СССР и современной Российской Федерации. В тот же день публицист и поэт Иван Давыдов опубликовал в ЖЖ заметку, которой он с литературной и политической иронией отреагировал на смерть Михалкова. Стиль текста — это смесь поэтической пародии, философской аллюзии и политического сарказма. Дьявол до сих пор иронично улыбается, вспоминая эти события 16-летней давности.
13:44, 11 сентября 2025
Чуть более чем за год до своей кончины упомянутый в сатирической заметке «благообразный старичок» С. В. Михалков получает орден Святого апостола Андрея Первозванного (Москва. Кремль, 29 апреля 2008 г., фото: kremlin.ru)
Приводим копию так рассмешившей Дьявола сатирической заметки, посвященой смерти Сергея Михалкова, которая широко разошлась по Сети. Впервые она была опубликована по адресу https://ivand.livejournal.com/1161143.html и принадлежит перу Ивана Давыдова, публициста и поэта, активно писавшего в ЖЖ в 2000-х годах под ником ivand.
-----
ivand
27 августа 2009, 14:51
Смерть гимнософиста
- Это что? – святой Петр с изумлением посмотрел на мятую бумажку, которую протянул благообразный старичок. – Опять небось справка о праведности из РПЦ? Ну не действуют у нас кирюхины грамоты, устал я говорить. Устал.
- Да ну, какие справки. Я тут просто набросал, пока летел. Чтоб время не терять.
- Что набросали?
- Гимн.
- Акафист? Или что?
- Гимн. Гимн Царствия небесного.
Петр надел на нос потертые очки и начал читать с середины:
Гордись, обитатель небесного рая,
Теперь ты спасен, и прославлен в веках.
Одна ты на небе, одна ты такая,
Хранимая богом страна в облаках!
Славься Спаситель наш и Богородица,
Славься седой охранитель ключей!
Партия праведных к небу возносится
В ясном сиянии светлых лучей.
- «Гимн Царствия небесного» -
- А вы, собственно, кто? – спросил изумленный Петр.
- Вы что, не узнали?
- А, ну да, так вам и не сюда, собственно, - пробормотал Петр, нащупывая под столом кнопку сброса.
Почувстовав, как облако уходит из под ног и увидев внизу разверстую багровую пропасть, старичок вздохнул, достал из кармана блокнот, и начал торопливо записывать:
Сквозь дыры в земле ад сияет нам ярко,
И дьявол великий нам путь озарил!
Министр и премьер, хлебороб и доярка, -
Здесь хватит на всех сковородок и вил.
Славься подземное наше узилище…
- «Гимн Ада» -
-----
Дьявол с ироничной улыбкой на устах подтвердил нам, что в общих чертах примерно так всё и было.
Смысловой разбор заметки и сути её заголовка
В сатирической заметке обыгрывается идея «гимна Царствия небесного» и «гимна Ада» — как пародия на поэтическую продуктивность Михалкова при разных режимах.
Негативная коннотация прозвища «гимнософист» применительно к Сергею Михалкову отражает критику его бесконечной политической гибкости и идеологической приспособляемости. Это прозвище — игра слов, сочетающая «гимн» и «софист», где:
- «Гимн» — отсылка к тому, что Михалков был соавтором текста гимна СССР в 1943 году, затем единолично переработал его в 1977 году при Брежневе, а позже адаптировал его для гимна Российской Федерации в 2000 году уже при Путине.
- «Софист» — намёк на древнегреческих философов, которых часто обвиняли в манипуляции логикой и аргументами ради выгоды, а не истины. Уже в древности термин «софист» приобрёл уничижительное значение. В настоящее время софистами часто называют демагогов.
Суть критики в следующем:
- Идеологическая непоследовательность: Михалков писал гимны для трёх разных режимов — сталинского, позднесоветского и постсоветского — каждый из которых имел разные ценности, идеологию и политическую риторику. Это воспринимается как отказ от принципов ради лояльности к власти. За это коллеги по писательскому цеху за глаза дали Михалкову прозвище «Гимнюк».
- Приспособленчество: Его способность адаптировать текст гимна под текущую власть интерпретируется как проявление карьеризма и готовности служить любому режиму, лишь бы сохранить статус и влияние. Например, в числе прочего, Михалков одним из первых открыто поддержал ГКЧП и «августовский путч» 1991 года. В постсоветское время неоднократно высказывалось мнение, что Михалков приспособленец и «лукавый царедворец», который поставил свой талант на службу личному обогащению.
- Символ по-лакейски льстивого угодничества и низкопоклонства в культуре: В глазах критиков, Михалков стал символом советской и постсоветской интеллигенции, готовой подстраиваться под власть, а не бросать ей вызов.
- Эстетическая и моральная критика: Некоторые считают, что гимн как жанр должен быть выражением глубокой национальной идеи, а не политической конъюнктуры. Михалков же, по их мнению, превратил его в инструмент идеологической адаптации.
Сам же Сергей Михалков считал свою конформистскую позицию правильной и никогда не раскаивался в своих поступках.
Терминологический справочник:
- Святой Петр — считается одним из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. В христианской культуре святой Пётр часто изображается как небесный привратник с «ключами от Царствия Небесного», стоящий у врат рая. В этом качестве он проверяет души умерших, решая кто достоин войти в рай. Данный образ часто используется в сатирических и литературных текстах, как, например, в заметке «Смерть гимнософиста», где святой Пётр выступает как небесный чиновник, которого представленный Михалковым «гимн Царствия Небесного» не убедил в том, что усопший поэт достоин места в раю.
- РПЦ — Русская Православная Церковь.
- Кирюхины грамоты — рекомендательные письма от Патриарха Кирилла (в миру — Гундяева Владимира Михайловича), епископа Русской православной церкви, Патриарха Московского и всея Руси.
- Акафист — жанр православной церковной гимнографии, представляющий собой хвалебно-благодарственное пение, посвящённое Господу Богу, Богородице, ангелу или тем или иным святым. Содержит восхваления, как правило начинающиеся со слова «Радуйся».
Обзор эволюции текстов гимна
Эволюция трёх текстов гимна, написанных Сергеем Михалковым, отражает трансформацию государственной идеологии от тоталитарного культа личности к постидеологическому патриотизму.
Михалков адаптировал гимн под каждый политический режим, сохраняя торжественность, но каждый раз меняя идеологическое наполнение.
В первом гимне СССР (1943) Михалков вместе с Эль-Регистаном воспевает Сталина как вдохновителя народа, помимо прочего далее в тексте подчёркивая военную мощь и коммунистическую миссию страны:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил.
- С.Михалков, Г.Эль-Регистан. Государственный гимн СССР (редакция 1943 года) -
В редакции 1977 года, созданной уже без упоминания Сталина, акцент смещается на ленинское наследие, дружбу народов и идеалы коммунизма, отражая более умеренный и бюрократический дух позднего СССР:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны.
- С.Михалков. Государственный гимн СССР (редакция 1977 года) -
Гимн Российской Федерации 2000 года, также написанный Михалковым, сохраняет торжественную интонацию, но полностью избавлен от идеологических маркеров советской эпохи и в целом от какого-либо прямого политического содержания, став универсальным символом государственности, а не идеологии.
Он обращён к абстрактной «священной державе» и «любимой стране», подчёркивая преемственность и национальное единство. В противоположность гимнам советского времени, в нем Михалковым впервые упомянут Бог (что особенно комично в контексте обсуждаемой сатирической заметки):
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
- С.Михалков. Государственный гимн Российской Федерации (2000 год) -
Приведенные выше отрывки из текста гимнов демонстрируют то, как у Михалкова получалось адаптировать официальную государственную риторику к смене политических эпох.
И напоследок на закуску ...
Ниже приведены три отрывка из стихотворений разного времени и одна цитата из автобиографической книги главного героя сатирической заметки, выходца из дворянской семьи, который вступивил в коммунистическую партию в 1950 году, четырежды кавалера ордена Ленина, а впоследствии кавалера ордена Святого апостола Андрея Первозванного.
Эти короткие цитаты лучше множества других слов иллюстрируют бесконечную гибкость гражданской позиции Сергея Михалкова, полностью соответствующей изгибам политической линии правящей партии власти.
Спит Москва. В ночной столице
В этот поздний звёздный час
Только Сталину не спится —
Сталин думает о нас.
- С.Михалков. «Сталин думает о нас» (1939 г.) -
Чистый лист бумаги снова
На столе передо мной,
Я пишу на нём три слова:
Слава партии родной
- С.Михалков. «День Родины» (середина 1970-х годов) -
«Коммунизм»! Нам это слово
Светит ярче маяка.
«Будь готов!» — «Всегда готовы!»
С нами ленинский ЦК!
- С.Михалков. «Будь готов!» (1961 г.) -
… рухнул «Союз нерушимый», похоронив под своими обломками, казалось бы, незыблемые структуры партийно-государственного аппарата с его равнодушной к судьбе человека правоохранительной и карательной системой, прогнившей экономикой, «развитым социализмом» и призрачными коммунистическими идеалами…
- С.Михалков. «Я был советским писателем» (1995 год) -