Проведенная 1 июня 2025 года операция "Паутина" стала одной из крупнейших атак Украины на российскую военную инфраструктуру в глубине территории России. В ходе операции были поражены стратегические бомбардировщики на аэродромах "Дягилево", "Оленья", "Иваново" и "Белая" с помощью FPV-дронов, которые были тайно переправлены в Россию.
Военное значение операции заключается в нанесении ущерба российской стратегической авиации, включая самолеты А-50, Ту-95 и Ту-22М3, что может повлиять на способность России проводить дальнейшие воздушные операции. По предварительным оценкам, ущерб составляет миллиарды долларов.
В плане политического значения операция произошла накануне прямых переговоров между Украиной и Россией, запланированных на 2 июня, что может быть истолковано как попытка Украины усилить свои позиции перед переговорами. В глазах мирового сообщества менее логичной будет выглядеть позиция России, которая ведет переговоры с позиции победителя или побеждающей стороны. Также операция «Паутина» последовала за крупнейшей с начала войны российской атакой на Украину, что может рассматриваться как ответный удар.
Россия назвала операцию "терактом", а Украина заявила, что это часть стратегии по ослаблению военного потенциала противника. С этим согласны и некоторые российские военные корреспонденты:
Поскольку атака была осуществлена с применением грузовых фур, тайно доставивших дроны к месту, в западных СМИ атака сравнивается с «троянским конём». При этом некоторые провоенные российские телеграм-каналы сравнили атаку с «Перл-Харбором».
Сравнение операции "Паутина" с атакой на Пёрл-Харбор весьма спорно, поскольку между этими событиями есть фундаментальные различия.
Пёрл-Харбор был внезапным массированным ударом японских сил по военно-морской базе США, что привело к значительным потерям и стало катализатором вступления США во Вторую мировую войну. Атака 1 июня 2025 года, проведенная украинскими силами, была локализованной операцией против российской авиации, нанесенной с помощью беспилотников. Она направлена на ослабление военного потенциала противника, но не обладает столь масштабными стратегическими последствиями, как Пёрл-Харбор.
Однако схожесть можно найти в самом принципе неожиданной атаки на важные военные объекты. Но исторический контекст, последствия и масштаб двух событий существенно различаются.
Президент Владимир Зеленский назвал операцию СБУ по уничтожению более 40 самолетов стратегической авиации на аэродромах РФ блестящим результатом, который войдет в учебники истории. И с этим трудно не согласиться вне зависимости от того, сравнивать ли эту операцию с «троянским конём» или «Пёрл-Харбором».